|
|
Еще недавно маленькие разрозненные деревушки:
Тужиловка, Непейцево, Сипайлово, Богородское,
Черниковка, Дежневе, Александрова в большинстве своем
лежали за чертой города и не были с ним связаны. И лишь
строительство новых заводов к северу от тогдашней Уфы в
предвоенные пятилетки разбудило эту пригородную
территорию и дало толчок к ее последующему
интенсивному заселению.
По мере осуществления в 30-40-х
годах крупного индустриального строительства на этой
территории вокруг заводов стали создаваться отдельные
поселки, которые затем разрастались, сливались друг с
другом, и, наконец, после проведения больших
градостроительных работ по единому плану сложился
целый социалистический город, связанный экономически и
организационно со старой частью Уфы.
Черниковский район был переименован в Сталинский район г. Уфы, а затем в 1944 году был выделен в самостоятельный город Черниковск, названный так по железнодорожной станции Черниковка. Но существование рядом двух городов носило временный характер. Они продолжали пользоваться общим водопроводом, имели общую энергетическую базу, городской транспорт и т.п. \
В годы войны город рос такими темпами и в таких масштабах, которые не могли быть предусмотрены планами и проектами, разработанными раньше. Война внесла в них свои коррективы. Размещение эвакуированных предприятий, строительство жилья, культурно-бытовых объектов, в основном временных, шло без единого плана. Это привело впоследствии к большим трудностям. Возникла необходимость упорядочить градостроительство, вести его с перспективой. Институту «Ленгипрогор» было дано задание по составлению генеральных планов развития Уфы и Черниковска на 20 лет. в апреле 1948г. Совет
Министров РСФСР утвердил генеральный план застройки Черниковска.
Предусматривалось ведение промышленного строительства на окраинах города, перевод из центра некоторых предприятий, дальнейшее благоустройство территории. Многоэтажные застройки предполагались в центре и вдоль магистрали Уфа-Черниковск (ныне проспект Октября).
Несмотря на то, что планы Уфы и Черниковска исходили из их раздельного развития, они были строго согласованы. В архитектуре и планировке содержалось много общих черт и единых решений. Намечалось общее развитие внутригородского транспорта, энергетических, водопроводных и канализационных сетей.
Сама жизнь подсказывала необходимость объединения Черниковска вновь с Уфой в целях создания единого крупного благоустроенного города - хозяйственного, административного и культурного центра республики Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в июне 1956 года было произведено объединение двух городов в один город Уфу .Одновременно Черниковка разделилась на Калининский и Орджоникидзевский районы.
В северной части города расположились нефтяные заводы, предприятия деревообрабатывающей
промышленности, ряд предприятий легкой и пищевой промышленности и производство строительных материалов.
Промышленное становление.
Новое промышленное строительство в г. Уфе началось с сооружения центральной электрической станции (ЦЭС) и других предприятий. Место для строительства ЦЭС выбрали близ деревни Черниковка, в 12 км. от Уфы. На прилегающей территории, занятой тогда лесным массивом и прибрежными лугами в излучине реки Уфа предстояло создать взаимосвязанные предприятия комбината: спичечную, бумажную и фанерную фабрику, лесопильный и дубильно-экстрактный заводы.
Торжественная закладка электростанции состоялась 16 сентября 1928 года. Проектная мощность ЦЭС равна 4 тыс. кВт. В 1933 году вступил в строй Черникив^кий лесопильный завод, а через год дали первую продукцию фанерная фабрика и дубильно-экстрактный завод. Строительство Уфимского промышленного комбината закончилось.
Сооружение Уфимского моторостроительного завода началось в сентябре 1931 года. Его вел созданный Высшим Советом народного хозяйства СССР для этой цели 17-й государственный строительный трест. Строительство завода - дело необычайно сложное и трудное.
Строительная площадка раскинулась широко. Вязкие болота, леса, озера, заросшие камышом, бездорожье - ни пройти, ни проехать. Низкая, заболоченная местность затрудняла закладку фундамента. Порой приходилось рыть отводные каналы, спускать озера в овраги, в реки.
Первыми промышленными объектами были намечены малолитейный, кузнечный и инструментальный цех.
С августа 1931 года по июнь 1932 года на моторостроительный завод было направлено 111 ответственных работников.
Городской Совет выделил строителям жилплощадь. В первые месяцы было построено 38 бараков, 3 дома, контора,
проведена железнодорожная линия протяженностью 5,3 км, проложено 18 км шоссейной дороги, начали действовать телеграф,
почта, телефонная станция. К концу 1931 года коллектив строителей насчитывал уже несколько тыс. человек.
Для лучшего руководства партийными организациями новостроек района Черниковки в сентябре 1933 года создается партком
моторостроя под непосредственным руководством Башкирского обкома партии.
Сооружение остатьных объектов моторного завода развернулись в годы второй пятилетки.
Моторостроитель был окружен заботой общественности, всех трудящихся города.
В результате будущего завода возник рабочий поселок со школами, клубами,
дошкольными детскими учреждениями, амбулаторией.
Здесь к 1934г. трудилось 3 600 рабочих, среди них башкир 11 %, татар 11%, русских 67 %,
женщин насчитывалось 14 %.
К концу 2-й пятилетки завод фактически вступил в строй.
В 1936г. первые 3 мотора марки «У-5» были ^направлены в Ростов и Саратов для установки на комбайнах испытания на уборке урожая.
В 1937г. завод дал 1081 мотор и вошел в число действующих.
За годы Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано десятки
промышленный оборонных предприятий, среди них: 26 завод из Рыбинска,
2 завода из Ленинграда, Подмосковный завод.
В 1956—1958г. продолжалась техническая реконструкция. Только на УМЗ были установлены автоматические
поточные линии в литейном и механическом цехах, модернизированы 232 единицы оборудования, внедрены
электроискровая и ультразвуковая обработка деталей.
Слившись с некоторыми другими предприятиями УМЗ
стал крупным в городе. После войны здесь возобновился выпуск комбайновый моторов, а также металлических кроватей,
кухонных плит, мясорубок, кастрюль.
В дальнейшем коллектив освоил более сложную, отвечающую последнему слову науки и техники продукцию,
в том числе высокопроизводительные станки.
УМК существует как предприятие с 1931г.
До 1960г. цельномолочная продукция вырабатывалась на гормолзаводе,
который был размещен в старом неприспособленном помещении.
Небольшой завод не обеспечивал потребности быстрорастущего города,
и в 1960г. был построен новый - мощностью 100 тонн переработка молока
в смену в южной части города на улице Бабушкина.
Через 7-8 лет после ее ввода и этих мощностей стало недостаточно: города Уфа и Черниковск слились,
росли новые и новые микрорайоны. И с января 1971г. был пущен в эксплуатацию новый молочный комбинат мощностью 240 тонн
переработки молока в смену. Этот день и считается днем рождения комбината
Село Богородское.
Историю основания и развития Калининского района невозможно представить без слобод, деревень и сел,
объединившихся на этой территории. Территория большинства таких населенных пунктов входит сейчас и в
состав современной Уфы. Такова судьба и бывшего села Богородское, ставшего, с одной стороны,
центром одного из индустриальных городских районов, а с другой - почти в буквальном смысле оправдавшего
свое как бы дарованное свыше название, прежде всего благодаря своему уникальному центру духовности и культуры.
Село это возникло в окрестностях Уфы одним из
первых - в самом начале XVII века под названием Новая
Слобода, С 1613г. слободу стали называть дворцовым селом
Кадомцевым по имени одного из первых переселенцев -
новокрещена Ивана Кадомца.
После появления у крестьян Кадомцева чудотворной иконы Казанской Божией Матери и постройки в 1622г.
деревянной церкви Кадомцево стало именоваться по-новому - село Богородское.
О появлении чудотворной иконы существует несколько легенд. По одной из них его нашла одна девица,
жительница этого села. Ей пришло видение в образе женщины, которая приказала ей идти в болото,
и по ее научению девица пошла в болото, по ее поверхности не проваливаясь и нашла иконку.
Теперь на предполагаемом месте находки иконы поставлена часовня.
В 1870г. в селе Богородском было 76 дворов, в них 257 мужчин и 246 женщин. Основной состав населения русские.
В селе находилось волостное правление, училище, два хлебных магазина.
В 1873г. случился пожар, сгорели волостное правление и две деревянные церкви.
После этого были построены новые храмы: главный храм - Богородицко-Казанский 14 июня 1881г.
Благодаря стараниям священника отца Алексея Кумесова, Богородская церковь была закрыта одной
из последних в Уфимском районе - в 1933г. рядом возникли
корпуса Уфимского авиамоторного и котлотурбинного
заводов.
Селу Богородскому надлежало исчезнуть с карты республики.
«Учитывая, что село Богородское перестроится во вторую очередь моторного городка»,
Башкирский Совнарком запретил с 1931г. возведение здесь новостроек и капитальный ремонт
существующих домов. Крестьянам предлагалось немедленно переселиться на новые места.
Здесь же был образован рабочий поселок. Поселковый Совет получил наименование Черниковского поселкового
Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов района новостроек Уфимского района БАССР.
Одновременно село Богородское было переименовано в село Моторное. Вскоре село Моторное стало центром отдельного района
с прямым подчинением Уфимскому горсовету. Черниковский район был переименован в Сталинский.
Так рождалась Черниковка - совершенно новая Уфа, превосходящая Уфу дореволюционную как по площади,
так и по числу жителей. И на всей этой огромной осваиваемой территории не было другого храма кроме
закрытого в бывшем селе Богородском.
Позже поселок стал сокращенно называться ИНОРСом.
Существуют две версии расшифровки этого названия. По одной из них - поселком «иностранная рабочая сила»,
чей труд в первые послевоенные годы активно использовался на производстве и в строительстве.
По второй версии - ИНОРС - институт нормы и стандартов, по названию которого и именуется микрорайон.
Дизайн: Каменский Андрей kamns@yandex.ru
|
|
|
|
|
|